*** |
1. Бросил писать. Не хватило таланта или работоспособности. Всё оказалось в силе духа, в жизненной силе и в ежедневном труде. Запил. Оброс бородой. В бороде, как в старинном английском лимерике, поселились птицы. Потом появились мымрики и стали клянчить на выпивку. Он бороду окунал в водку, в широкий бокал, чтобы всем хватало. Мымрики расплодились. Когда мы его хватились, он был уже выбрит, сидел на Пряжке и птицам, как крошки, бросал из окон бумажки.
2. Бросил писать, потому что понял нелепость этих защитных стен. Как ни строил крепость, она уже не спасала от передряг. Тут-то и объявился незримый враг: предательство. Долго не мог понять, кто предал, – он ли, его ли? Вдруг очутился в бескрайнем поле. Трижды пытался – бороться, смириться, забыться, но страница оставалась нетронутой. Комкал ее. И ком в горле стоял колом.
3. Бросил писать, потому что влюбился. Стало совершенно понятно, что прежде писал от накала комплексов, одиночества, лицедейства. Превратился в отца семейства и разве что утешался экспромтами к датам. Стал общительным, в меру богатым, чтобы жить нараспашку. Однако, когда он умер от рака, нашелся его дневник: он так себе и не смог простить, что бросил писать. И этим себя обрек.
4. Бросил писать. Избавился от геморроя и принялся за строительство. Роя, копая, стругая, таская камни, доски, фанеру, наконец-то обрел – пожалуй, не веру, но меру и вкус: не к стихам, так к фанере, доскам, камням. Так уставал, что порой напивался в хлам. Но думал, все время думал: не о судьбе, об оснастке. Дом постепенно строился и что-то росло на участке. Ездил туда через день, через два, через три. Через четыре года жена ушла. Наконец-то пришла свобода ездить туда ежедневно, что ни день упиваться в дым. Что-то мы редко видимся с ним.
5. Бросил писать, потому что старость подкралась. Оставалась какая-то малость, чтобы все устроить, понять, но не вышло. Отказывала голова и не срабатывал организм. Едва просыпался, как начинал себя сомненьями мучить, а плоть начинала сперва досаждать, а потом канючить и требовала покоя. Он засыпал в кресле и засыпал пеплом старенький плед, залатанный кем-то из прежних жен. А из впечатлений вовсе не стало внешних, только те, что внутри. Но уже было неясно, где: вне души? за душой? в душе?..
6. Бросил писать, потому что схватился сдуру за халтуру: редактуру и корректуру. Было уже не до славы, но хотя бы побыть на плаву. Ринулся в прозу. Месяц за месяцем мучил главу повести, так и застрявшей на первых страницах. Вскоре халтуры прибавилось. Разве что ночью приснится зыбкое нечто, влекущее нечто, – казалось, вот-вот... Сон исчезал. И манили аванс и расчет. Правил. Писал на полях. Относился с душой. Но поля были собственностью. Чужой.
7. Бросил писать, потому что дышал на ладан. Вера спасла. Предпочел греховным балладам пенье в церковном хоре. Светлел душой. Стал называть стихотворство паршой. Приходил и склонял, и доводы были вески, но чем-то напоминали повестки в военкомат: было столь же тоскливо и неотвратимо, и пахло, словно от детского карантина. Слава богу, исчез, превратился в забытое фото, в горсточку праха. Только что выпустил книжку «Звезда монаха».
8. Бросил писать, но сначала рванул на Запад. Быстро вписался. Прятал глаза под широкополой шляпой, на шее носил платок. Быстро влился в общий поток. Стал издаваться, поскольку его успели на родине поприжать. Но, в общем, не было цели и смысла, смысла и цели не было, хоть убей. И вышло само собой, что он никто, и ничей, и никому, и никак, и нигде на свете. Быстро осел в заштатном университете и разъезжает по конференциям с темой: «О прилагательных цвета в романах Ивлина Во».
9. Бросил писать, потому что кругом евреи. После первой же стопки дурея, садился спиной к стене и смотрел в окошко, набычась, что-то пытаясь в уме разделить и вычесть. Сумма никак не сходилась, и все получалось так, что жизнь у него украли. А он-то, чудак, простак, думал, что все как по маслу. Теперь ни масла, ни хлеба, и небо, если вглядеться, чужое небо. Даже та, что в стакане, хотя и звалась «Московской», явно была отравой жидовской. Вылил к чертовой матери! Кто-то его надоумил купить по дешевке спирту. Наутро умер.
10. Бросил писать, потому что не смог совладать с языком. Он хотел овладеть, со-владеть, а пришлось соблюдать правила, от которых тошнило, но иных сотворить не смог и следил за другими, плюясь от несносных строк. Верность принципам превратилась в цепную ревность. Речь спала в словаре, напоказ выставляя царевность, но каким поцелуем какой новоявленный Даль оживил бы ее? О, проклятый словраль! Так тянуло войти в пословицу – но входил постепенно в раж. Вышел в люди сухим из воды на дорогу в тираж.
11. Бросил писать, потому что невыносимо стало писать, потому что судьба скосила близких друзей, потому что учителя умерли, потому что не стало для легких воздуха, а для души не стало дружества, потому что перелистала книгу судьбы мгновенная жизнь, и в ней не обнаружилось ни высоких идей, ни, как ни странно, тьмы этих низких истин, кроме того, что мир во всем ненавистен тем, кто хочет писать, но в помыслах чист – и потому оставляет девственным лист.
12. Бросил писать. Ночью вскочил: не спится. К утру на руках и ногах отросли копытца. Глянул в зеркало и увидел ослиные уши. Бросился вон из дома. К вечеру стало хуже. Ветер носил его по земле. Потом подошел человечек и нацепил ему на уши белый венчик из роз, а другой на него уселся верхом и поехал в столичный город. С грехом пополам он повез седока, под его угловатою плотью качаясь.
Я остался один. Больше мы не встречались. |
--- |
|
|