Александр Сокуров: "Наступает период дегуманизации" Еще "Русским ковчегом" вы начали цикл фильмов о европейских музеях, теперь продолжили его "Франкофонией". В чем ваш замысел?
"Франкофония" — это эпос, реквием. Нет, лучше назвать его гимном, посвященным человечеству и его гуманизму. Реквием — ненужное определение. Я, как русский человек, не люблю поминок, разрушений, не люблю говорить о покойниках, меня интересуют живые, которым удалось спастись. Меня интересуют не похороны, а рождение, не проблема, а ее решение. Искусство — одна из главных ценностей человечества. Ее величие и богатство я и хЕще "Русским ковчегом" вы начали цикл фильмов о европейских музеях, теперь продолжили его "Франкофонией". В чем ваш замысел?
"Франкофония" — это эпос, реквием. Нет, лучше назвать его гимном, посвященным человечеству и его гуманизму. Реквием — ненужное определение. Я, как русский человек, не люблю поминок, разрушений, не люблю говорить о покойниках, меня интересуют живые, которым удалось спастись. Меня интересуют не похороны, а рождение, не проблема, а ее решение. Искусство — одна из главных ценностей человечества. Ее величие и богатство я и хотел изобразить на примере Лувра. Вы правы — свой музейный цикл я задумал еще во времена "Русского ковчега", когда Михаил Пиотровский и администрация Эрмитажа щедро позволили мне снимать музей. С тех пор я тешу себя надеждой, что мне удастся снять и другие знаменитые музеи, например Британский музей или Прадо. Я рад, что дирекция Лувра дала мне такую возможность, даже если вначале ко мне отнеслись там с некоторой настороженностью.
Почему?
Идея показалась им несколько странноватой — показать Лувр во времена Второй мировой войны или, точнее, его спасение. Потом, наверное, сделали скидку, что все художники являются большими оригиналами и после небольшого раздумья позволили.
Вам понравилось в одиночку бродить по Лувру?
В одиночестве всегда думается лучше, чем в группе людей. Все европейские музеи похожи для меня на одну большую семью. Лувр — старший брат, Эрмитаж — младший. Мне кажется, что музей — это особый мир, малый мир в большом. И картины там живут своей жизнью. Только в некоторых музеях они живут спокойно и размеренно, а в других они живут тревожно и страдают. Например, когда меня пригласили в Рим и повели в запасники Ватикана, я повстречал картины, которые поместили туда 100 лет назад, некоторые, может, и больше. Они висят там до сих пор, спокойно спят. Но есть музейные пространства — особенно те, что доступны широкой публике, где постоянно чувствуется движение. Картины там неспокойны. Они постоянно находятся в каком-то напряженном состоянии. Им не дают отдохнуть. Я начал ходить в музеи довольно поздно. Первый раз пришел в Эрмитаж в 27 лет. Я из простой семьи, мне не привили интереса к музеям с детства. Но даже многие годы спустя я всегда удивлялся, почему минут через двадцать мне хочется уйти из музея. Я начинаю чувствовать, словно мои ноги закованы в кандалы, мне тяжело перемещаться и голова отказывается работать. Сегодня я понял, почему. Я объясняю это так: картины способны незримо разговаривать с нами. Они просят нас уйти, дать им успокоиться и отдохнуть.
В фильме вы задаетесь вопросом цены человеческой жизни, но однозначного ответа на это вопрос не даете. Так что на ваш взгляд важнее спасти: человека или картину?
Я не даю однозначного ответа, потому что каждый человек должен ответить на этот вопрос сам. Вы бы пожертвовали своей жизнью ради картины? Я могу ответить лишь за себя. Я бы пожертвовал ради леонардовской "Джоконды". И мой капитан в фильме, который спасал картины и погиб во время шторма — он тоже был готов пожертвовать. Все зависит от человека. Причем в таких глобальных вопросах важно руководствоваться лишь своей собственной интуицией и не идти на поводу религии или власти. Я вообще считаю религию одним из самых больших зол общества. И настоящей трагедией может стать засилье религии в обществе. Посмотрите, что происходит в мире, на войны и беженцев. Религиозные люди начинают — вопреки законам разума, здравого смысла и науки — диктовать нам, как мы должны вести себя в этом мире. И руководствуются они при этом постулатами, которые не менялись со времен средневековья. И потому много у нас проблем в современном мире, в нашей Европе. И платит она за ошибки других. Только представьте себе картину, если бы европейцы вдруг побежали на Восток. Не можете? Но почему-то бежать в Европу стало чем-то само собой разумеющимся. Только не интерпретируйте мое высказывание так, будто мне не жалко людей или я не сочувствую их несчастьям. Наоборот, очень сочувствую. Я ведь очень русский человек. И поэтому я за все переживаю, очень переживаю.
Что на ваш взгляд происходит сегодня в европейском обществе? К чему все идет?
В мире наступает период дегуманизации. История, прошлое — повторяются. Война — страшная сила, когда она наступает, люди теряют свою человечность и гуманность. В них вселяется дьявол. Сейчас мы видим это и в Европе, и в России. Россия всегда была хорошей и верной сестрой своим европейским сестрам. И народ у нас замечательный, но есть у него одна черта — не любит он искать виновных среди себя. Людям кажется, во всем виноваты другие — политики, власть, иностранцы. Но ведь мы тоже живем в эти времена, мы тоже ответственны за то, что происходит вокруг нас, не только власть. То же самое происходит в Европе.
Оценивая "Франкофонию", кто-то говорит, что вы вольно обращаетесь с историческими фактами, а кто-то считает, что фильм — новое слово в киноискусстве. Вы обращаете внимание как на критику, так и на восхваление?
Меня не интересуют исторические факты, я не историк, а режиссер. То есть я создаю субъективное художественное произведение, в котором выражаю исключительно свои эмоции, а не анализирую историческую правду. И я, как художник, не расскажу вам ничего нового. Потому что все уже давно написано и сказано другими. В культуре не бывает революций, она руководствуется эволюционным принципом. То есть все что уже создано или написано, повторяется снова и снова. Но другим языком и для других поколений. Может быть, сам автор является феноменом для искусства, его чувства, но не его идеи. Говорят, что произведение создается путем страданий, и я согласен с этим. В каждом великом произведении душа автора. А особенность каждой души заключается в том, что она болит. И в живописи, танце, театре и музыке — шедевры достаются болью. Много вы слышали европейской музыки, ну, скажем, кроме военных маршей, которая звучит весело и бодряще? Моцарт? Так и Моцарт творил сквозь слезы, музыку писал веселую, а душа изнывала от боли. В этом и причина его раннего ухода из жизни. Это, впрочем, лишь мое субъективное мнение.
Что скажете о современном российском кино? В мире многие считают, что после Тарковского ничего стоящего уже не создавалось…
Как не создавалось? Культура в России жива. Я сижу перед вами, живой человек, который снял фильм. Главная заслуга настоящего художника в том, чтобы не зависеть ни от каких формальностей, а лишь правдиво, без утайки показать свои эмоции. Уметь "раздеться" перед зрителем, читателем, оголить свои эмоции, как это в своих книгах делали Достоевский, Толстой, Чехов. Такие люди в России есть и будут. Искусство всегда опережало человеческую цивилизацию и всегда будет ее опережать. http://style.rbc.ru/news/art/2.../21882/
Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов авторского портала «Косые времена» (http://www.jok-arhiv.ru) (далее — «Сайт»).
1.Общие условия
1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.
1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к
материалам Сайта Пользователь считается присоединившимся к настоящему
Соглашению.
1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке
изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу
по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения
на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он
обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование
материалов и сервисов Сайта.
2. Обязательства Пользователя
2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые
могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или
нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной
собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.
2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не
допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования
материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.
2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские
произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи
1274 Г.К РФ).
2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны
вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской
Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.
2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не
несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов,
ссылки на которые могут содержаться на сайте.
2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет
ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед
Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или
убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и
сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на
или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты
Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте
информацию или ссылки на внешние ресурсы.
2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и
сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой.
Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо
ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой
рекламой.
3. Прочие условия
3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или
связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между
Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений
товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного
найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных
Соглашением.
3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения
недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет
недействительности иных положений Соглашения.
3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения
кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию
Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих
интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с
законодательством материалы Сайта.
Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.