Александр Сокуров: "Наступает период дегуманизации" Еще "Русским ковчегом" вы начали цикл фильмов о европейских музеях, теперь продолжили его "Франкофонией". В чем ваш замысел?
"Франкофония" — это эпос, реквием. Нет, лучше назвать его гимном, посвященным человечеству и его гуманизму. Реквием — ненужное определение. Я, как русский человек, не люблю поминок, разрушений, не люблю говорить о покойниках, меня интересуют живые, которым удалось спастись. Меня интересуют не похороны, а рождение, не проблема, а ее решение. Искусство — одна из главных ценностей человечества. Ее величие и богатство я и хЕще "Русским ковчегом" вы начали цикл фильмов о европейских музеях, теперь продолжили его "Франкофонией". В чем ваш замысел?
"Франкофония" — это эпос, реквием. Нет, лучше назвать его гимном, посвященным человечеству и его гуманизму. Реквием — ненужное определение. Я, как русский человек, не люблю поминок, разрушений, не люблю говорить о покойниках, меня интересуют живые, которым удалось спастись. Меня интересуют не похороны, а рождение, не проблема, а ее решение. Искусство — одна из главных ценностей человечества. Ее величие и богатство я и хотел изобразить на примере Лувра. Вы правы — свой музейный цикл я задумал еще во времена "Русского ковчега", когда Михаил Пиотровский и администрация Эрмитажа щедро позволили мне снимать музей. С тех пор я тешу себя надеждой, что мне удастся снять и другие знаменитые музеи, например Британский музей или Прадо. Я рад, что дирекция Лувра дала мне такую возможность, даже если вначале ко мне отнеслись там с некоторой настороженностью.
Почему?
Идея показалась им несколько странноватой — показать Лувр во времена Второй мировой войны или, точнее, его спасение. Потом, наверное, сделали скидку, что все художники являются большими оригиналами и после небольшого раздумья позволили.
Вам понравилось в одиночку бродить по Лувру?
В одиночестве всегда думается лучше, чем в группе людей. Все европейские музеи похожи для меня на одну большую семью. Лувр — старший брат, Эрмитаж — младший. Мне кажется, что музей — это особый мир, малый мир в большом. И картины там живут своей жизнью. Только в некоторых музеях они живут спокойно и размеренно, а в других они живут тревожно и страдают. Например, когда меня пригласили в Рим и повели в запасники Ватикана, я повстречал картины, которые поместили туда 100 лет назад, некоторые, может, и больше. Они висят там до сих пор, спокойно спят. Но есть музейные пространства — особенно те, что доступны широкой публике, где постоянно чувствуется движение. Картины там неспокойны. Они постоянно находятся в каком-то напряженном состоянии. Им не дают отдохнуть. Я начал ходить в музеи довольно поздно. Первый раз пришел в Эрмитаж в 27 лет. Я из простой семьи, мне не привили интереса к музеям с детства. Но даже многие годы спустя я всегда удивлялся, почему минут через двадцать мне хочется уйти из музея. Я начинаю чувствовать, словно мои ноги закованы в кандалы, мне тяжело перемещаться и голова отказывается работать. Сегодня я понял, почему. Я объясняю это так: картины способны незримо разговаривать с нами. Они просят нас уйти, дать им успокоиться и отдохнуть.
В фильме вы задаетесь вопросом цены человеческой жизни, но однозначного ответа на это вопрос не даете. Так что на ваш взгляд важнее спасти: человека или картину?
Я не даю однозначного ответа, потому что каждый человек должен ответить на этот вопрос сам. Вы бы пожертвовали своей жизнью ради картины? Я могу ответить лишь за себя. Я бы пожертвовал ради леонардовской "Джоконды". И мой капитан в фильме, который спасал картины и погиб во время шторма — он тоже был готов пожертвовать. Все зависит от человека. Причем в таких глобальных вопросах важно руководствоваться лишь своей собственной интуицией и не идти на поводу религии или власти. Я вообще считаю религию одним из самых больших зол общества. И настоящей трагедией может стать засилье религии в обществе. Посмотрите, что происходит в мире, на войны и беженцев. Религиозные люди начинают — вопреки законам разума, здравого смысла и науки — диктовать нам, как мы должны вести себя в этом мире. И руководствуются они при этом постулатами, которые не менялись со времен средневековья. И потому много у нас проблем в современном мире, в нашей Европе. И платит она за ошибки других. Только представьте себе картину, если бы европейцы вдруг побежали на Восток. Не можете? Но почему-то бежать в Европу стало чем-то само собой разумеющимся. Только не интерпретируйте мое высказывание так, будто мне не жалко людей или я не сочувствую их несчастьям. Наоборот, очень сочувствую. Я ведь очень русский человек. И поэтому я за все переживаю, очень переживаю.
Что на ваш взгляд происходит сегодня в европейском обществе? К чему все идет?
В мире наступает период дегуманизации. История, прошлое — повторяются. Война — страшная сила, когда она наступает, люди теряют свою человечность и гуманность. В них вселяется дьявол. Сейчас мы видим это и в Европе, и в России. Россия всегда была хорошей и верной сестрой своим европейским сестрам. И народ у нас замечательный, но есть у него одна черта — не любит он искать виновных среди себя. Людям кажется, во всем виноваты другие — политики, власть, иностранцы. Но ведь мы тоже живем в эти времена, мы тоже ответственны за то, что происходит вокруг нас, не только власть. То же самое происходит в Европе.
Оценивая "Франкофонию", кто-то говорит, что вы вольно обращаетесь с историческими фактами, а кто-то считает, что фильм — новое слово в киноискусстве. Вы обращаете внимание как на критику, так и на восхваление?
Меня не интересуют исторические факты, я не историк, а режиссер. То есть я создаю субъективное художественное произведение, в котором выражаю исключительно свои эмоции, а не анализирую историческую правду. И я, как художник, не расскажу вам ничего нового. Потому что все уже давно написано и сказано другими. В культуре не бывает революций, она руководствуется эволюционным принципом. То есть все что уже создано или написано, повторяется снова и снова. Но другим языком и для других поколений. Может быть, сам автор является феноменом для искусства, его чувства, но не его идеи. Говорят, что произведение создается путем страданий, и я согласен с этим. В каждом великом произведении душа автора. А особенность каждой души заключается в том, что она болит. И в живописи, танце, театре и музыке — шедевры достаются болью. Много вы слышали европейской музыки, ну, скажем, кроме военных маршей, которая звучит весело и бодряще? Моцарт? Так и Моцарт творил сквозь слезы, музыку писал веселую, а душа изнывала от боли. В этом и причина его раннего ухода из жизни. Это, впрочем, лишь мое субъективное мнение.
Что скажете о современном российском кино? В мире многие считают, что после Тарковского ничего стоящего уже не создавалось…
Как не создавалось? Культура в России жива. Я сижу перед вами, живой человек, который снял фильм. Главная заслуга настоящего художника в том, чтобы не зависеть ни от каких формальностей, а лишь правдиво, без утайки показать свои эмоции. Уметь "раздеться" перед зрителем, читателем, оголить свои эмоции, как это в своих книгах делали Достоевский, Толстой, Чехов. Такие люди в России есть и будут. Искусство всегда опережало человеческую цивилизацию и всегда будет ее опережать. http://style.rbc.ru/news/art/2.../21882/
Файлы cookie представляют собой небольшие текстовые файлы, которые сохраняются в браузере Вашего компьютера или мобильного телефона после посещения веб-сайтов. Файлы cookie широко применяются для поддержания работы веб-сайтов или для повышения качества пользовательского опыта, а также для предоставления определенной информации владельцам веб-сайта. Файлы cookie, которые используем мы, могут включать в себя информацию о Ваших предпочтениях в Интернете, чтобы мы могли сделать наши веб-сайты максимально интересными для Вас.
Эта информация является общедоступной, таким образом, авторский проект
"Косые времена" не несет ответственности за ее разглашение.
Как можно разрешить или запретить использование файлов cookie? В настройках своего устройства пользователь может разрешить использование всех файлов cookie, установить уведомление об использовании файлов cookie или запретить использование файлов cookie в любое время. Последняя из перечисленных настроек означает, что пользователю не будут предоставляться определенные персонализированные услуги, и пользователь, соответственно, не сможет воспользоваться всеми преимуществами наших веб-сайтов. В настройках браузера также можно запретить любые файлы cookie или только определенные файлы cookie. Однако все браузеры отличаются друг от друга, поэтому более подробная информация о настройках для файлов cookie приведена в разделе Help («Справка») Вашего браузера.
КАК МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ФАЙЛЫ COOKIE?
Информация, которую мы собираем с помощью файлов cookie, помогает нам анализировать то, как Вы используете наш веб-сайт, а также позволяет нам повысить качество пользовательского опыта при посещении нашего сайта. Мы не используем информацию, собранную с помощью файлов cookie, для идентификации Вашей личности или рассылки рекламы по электронной или обычной почте. Кроме того, мы не используем файлы cookie для рассылки рекламы детям.
КАКИЕ ТИПЫ ФАЙЛОВ COOKIE МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ?
ТЕХНИЧЕСКИЕ ФАЙЛЫ COOKIE Некоторые из наших файлов cookie абсолютно необходимы для поддержания функциональности нашего веб-сайта. Использование этих функциональных файлов cookie нельзя запретить при посещении наших сайтов. Сюда относятся файлы cookie, которые собирают информацию о том, разрешил ли пользователь использование других файлов cookie с нашего сайта.
ФАЙЛЫ COOKIE СЕАНСА ПОСЕЩЕНИЯ И ФАЙЛЫ COOKIE ПРЕДПОЧТЕНИЙ Мы можем использовать файлы cookie сеанса посещения для ускорения функционирования нашего веб-сайта, например, чтобы ускорить процесс перехода пользователя между страницами. Срок действия таких файлов cookie истекает по окончании сеанса посещения (например, когда пользователь закрывает окно браузера).