Старый Ёж(Русанов М.) 2015-08-24 09:56:26 ответов: 0 В защиту работников культуры (сумбурно, но - искренне) О проблемах в сфере культуры ныне не говорит и не пишет разве что ленивый. Оно и понятно – тема эта благодатная, слухов, сплетен и скандалов – не меньше чем в политическом истеблишменте. Однако серьезного разговора – как то не часто услышишь. А очень хочется. И дело не в нашей вечной тяге к "проблемным вопросам", которыми сегодня вряд ли кого удивишь – телевидение, СМИ, любой новостной формат просто пестрят подобными сводками. Нет. Хочется разговора уровня Лихачёва, Капицы, и других, чьи имена сами по себе являются авторитетом просто потому, чт
О проблемах в сфере культуры ныне не говорит и не пишет разве что ленивый. Оно и понятно – тема эта благодатная, слухов, сплетен и скандалов – не меньше чем в политическом истеблишменте. Однако серьезного разговора – как то не часто услышишь. А очень хочется. И дело не в нашей вечной тяге к "проблемным вопросам", которыми сегодня вряд ли кого удивишь – телевидение, СМИ, любой новостной формат просто пестрят подобными сводками. Нет. Хочется разговора уровня Лихачёва, Капицы, и других, чьи имена сами по себе являются авторитетом просто потому, что эти люди знали, понимали, а мы сегодня, похоже, не очень разумеем. Чем только не была (и является сегодня) культура. И генератором пассионарных идей, и наследием огромного опыта, и даже обслугой эстетических нужд общества (звучит как-то цинично, но не лишает правоты сказанного). И всё это верно, и всё это так, но – не убеждает в том, что сегодня она является чем-то значимым в нашем обществе, хотя об этом и говорят власть предержащие. Кстати, отношение власти к культуре – очень интересная тема отдельного разговора. Любая власть – аппарат насилия, нуждающийся в идеологическом инструменте, которым вполне даже сносно выступает зачастую именно культура. Если б этим дело ограничивалось – то ладно. Но иногда происходят совсем уж странные метаморфозы, которые обусловлены вовсе не вопросами культуры. Вряд ли кто-то отыщет во всём сказанном некие откровения, но культура сегодня – сфера бизнес-интересов. Казус в том, что не в плане инвестиций с последующим участием в доли прибыли, а в качестве золотоносной жилы, которую можно разрабатывать бесконечно при минимальных затратах. Но более важной проблемой является не абстрактные "игры власти" с культурой, а конкретное непонимание некоторых чиновников того, что же культуре необходимо в данный момент, и если честно – это не всегда деньги (хотя, надо признать - культура всегда была дотационной). Чиновничий феодализм, лишённый какого-либо налёта цивилизованности, к культуре имеет такое же отношение что и ихтиология к проблемам андронного коллайдера. То есть – абсолютно никакого. Тем не менее, это не мешает чиновникам руководить культурой. Только вот ведь в чём дело – о культуре вспоминают только тогда, когда возникает потребность в активизации идеологии. Но культура – это не просто идеологический инструмент (такое понимание культуры неимоверно узко и даже цинично), нет. Культура – это огромный плодородный пласт жизни, на котором произрастает всё хорошее и лучшее, что есть у нас. И отношения он требует соответствующее – не эксплуатации, не просто удовлетворение эстетических потребностей, а хотя бы ПОНИМАНИЯ – это то, что мы оставим после себя. При наличии такого понимания совсем по-другому выстраиваются приоритеты - не "накручиваются" процентные ставки за участие, "меценаты" не преследуют политической ангажированности… Конечно, можно говорить о проблемах в области культуры с позиции глобального понимания процессов. Мол, "техногенная цивилизация претендовала на создание универсальной общечеловеческой культуры, к которой должны прийти все страны и все народы. Однако в действительности универсализация культуры привела к глобализации проблем, порожденных современной цивилизацией". Если бы мне ещё расшифровали по простому что это значит, я, скорее всего, согласился бы с тем тезисом, что проблемы культуры завязаны на каких-то не понятных мне вещах. Однако это не так. Всё намного проще… и сложнее. Проще потому, что во главе любой проблемы всегда стоит человек. Его видение, его понимание, его поступки, дела, идеи, интересы – вот тот фон, на котором либо что-то происходит, либо нет. И сложнее – по этой же самой причине. Культура – это не только памятники архитектуры, музеи, живопись, книги, музыка. Культура – это и ЧЕЛОВЕК, со всем, что в нём есть – с манерой общаться, говорить, вести себя, с его моралью и нравственностью, с его отношением к окружающему миру. Если культура – живое пространство, в котором происходит вечное движение идей и познания, информационное проникновение и обмен, то человек, работник сферы культуры, представитель этого Служения – является ГЕНОМ культуры. Без него невозможны все глобальные и местные процессы в этой области. Он – ретранслятор культурной информации, культурных идей, проводник культурных возможностей. И если нет возможности по мере сил своих помогать ему на этом трудном поприще, то надо хотя бы выказывать ему уважение и не мешать. В истории мы однажды уже показали, насколько в нашей стране велик культурный потенциал. За короткий промежуток времени, длиною в каких-то пять лет (с 1914 года по 1922-й), Россию покинуло более полутора миллионов ее бывших граждан. Эта огромная людская волна прокатилась по всему миру, в каждой точке его оставляя частицу себя. Мадрид, Париж, Лиссабон, Марсель, Нью-Йорк, Лондон, Прага, Берлин, Будапешт, Стамбул, Харбин… их множество, великих и малых городов мира, принявших в лоно свое осколки некогда великой державы, способной противостоять всем, кроме самой себя. Русская речь, русская культура, русское православие стали пускать корни на чужих землях. Европа, ошарашенная таким наплывом, со страхом и уважением глядела на смелые идеи русских предпринимателей, на бесконечно великий потенциал ума русских ученых, на вдохновенный труд и подвижничество представителей русской культуры. Европа и весь остальной мир получили гигантский толчок во всех областях: в науке, в производстве, культуре. Невозможно представить себе, чего лишилась тогда Россия. Но сожаления об этом меркнут рядом с потенциальными возможностями нашего народа. Какая бы власть не правила в стране, поразительна и удивительна способность народа в самом себе изыскивать таланты и дарования, заполняющие пустующие ниши в духовном, культурном и научном развитии. И новым эзоповским языком заблистала литература, и новые имена сотрясали научный мир, и гений Шостаковича, много лет спустя, показал мощь и одухотворённость блокадного Ленинграда. И сегодня работники культуры способны изыскать новые формы, посредством которых прекрасное и хорошее становится понятным и доступным; и новые методы, благодаря которым прошлое становится живой мыслью сегодня. На начальном этапе для этого необходима малость. Нет, не деньги (хотя, чего здесь скрывать – они тоже необходимы совсем в других объёмах). Для начала чиновникам не надо "спускать с верху" директивы, поражающие своей безграмотностью и непониманием КУЛЬТУРЫ вообще, тем же рядовым работникам сферы культуры. Они и без директив прекрасно понимают, как и что нести людям. На местах простой библиотекарь больше ориентируется в СВОЕЙ читающей аудитории, а музыкант – в новых музыкальных веяниях. Работник районного ДК, каждый день общающийся с людьми, больше понимает в их предпочтениях и вкусах, и в меру собственного образования, интеллигентности и культурной грамотности может мягко спровоцировать новый толчок интереса с их стороны к великому и прекрасному. В связи с этим хочется под финал сказать следующее: сегодня в нашей стране сформировано общество нового образца – общество потребления без информационных и культурных границ. И в этом стремительном потоке изменений и смен формаций, наша самоидентификация как нации возможна только в культурном аспекте. Читайте. Пока мы читаем – мы культурная нация.
...смотреть полностью
|